Кавказ: Горная единичка, часть 2

4 день, 1.07.2010

Утром на нашу поляну пришли бараны. Много, несчетное количество. Пришлось быстренько собраться и сваливать.

Спускаться нужно в целом вдоль ручья, по правой его стороне, но не слишком прижимаясь а так, на расстоянии. Местами попадается тропинка, но среди множества бараньих тропок он быстро теряется.

Ближе к границе леса тропа становится явной, а возле самого леса стоит хатка пастухов. Недалеко от нее тропа ныряет в лес и начинается крутой серпантин спуска.

Лес на Кавказе

К обеду спустились на реку Псыш. Здесь недавно активно рубили лес, вдоль реки по обоим склонам гора ужасно изуродована лесовозными дорогами, остатками стойбищ лесорубов, кучами мусора и горами  бутылок из-под водки.

Устраиваем на каменной отмели обед, плавно переходящий в полудневку. На ночевку встали здесь же, на полянке возле реки.

Вика: "Сегодняшний день прошел великолепно.

Встали в 7.30. Солнечно. 2700 м. Порадовали бараны. Сотни три, черные. Бэкают. Оч. весело.

На завтрак была каша Артек.  Не разварилась. Мало. На вкус средненько.

Сегодня нам вниз. Полчаса заматывали колени. Поднялись на соседний пупырь, чтобы выяснить, что это зря – пастух (от тех баранов) указал на тропу.

Спуск – не подъем. Идется быстро, весело. Местами снег, но в основном по альпийским лугам. По пути «наши» собаки гоняют баранов. Есть мнения, что «Большой» даже изловил и съел ягненка (свидетельства очевидцев).

В лесной части спуск достаточно суров. Шишки, камни, ветки и все это на уклоне оч. далеком от горизонтали.

Потом была речка (говорят Псыш). И обед (сыр, колбаса). В речке выкупались, выстирались. Отдохнули. Еще отдохнули. Еще немного отдохнули. И пошли искать место для стоянки.

Стоянку нашли немного ниже по течению. Отличная лужайка в 100 метрах от реки, в 50 метрах от грядки земляники.

Поставили палатки и пошли купаться (в смысле часть женского населения). Солнечно – плескались от души. Вода, конечно, холодная, но после перевала – то, что надо.
А! На спуске Люда нашла гриб. Один. Из чего был сделан вывод, что 1) грибной сезон начался, 2) в этом лесу грибы есть, 3) на ужин будут грибы в майонезе.

Разумеется, освежившись, мы (Люся, Наташа, Я) отправились заниматься собирательством. Результатом 2х (навскидку) часовых хождений по склону стали 2 сомнительных гриба а-ля боровик красный, 2 давленые лисички и заморенный земляничкой червячок (в смысле поели мы ее слегка). К слову, аппетит сегодня зверский. Или этот Артек такой непитательный?

На ужин – борщ!!! Без капусты, без картошки, без чеснока, без сала – с рисом!!! ( и борщевой заправкой). Изумительно вкусно. А главное – много. По 2 с половиной половника. Короче, благодать. А еще на ужин – какао. Вот сейчас как раз варится. Ща будем пить.Троекратное ура!"

5 день, 2.07.2010

С утра идём по тропе правого берега. Тропа свежая, регулярно вливается в лесовозные дороги, потом появляется снова. Лес изуродован лесорубами, здесь рубят особенно варварски. Постепенно выходим к реке.

После впадения слева реки Аманауз, с дороги видно плохо, выходим на поляну с домиком, здесь нужно повернуть налево к реке и перейти её по навесному мостику на левый берег. Мостик уже совсем плохой, часть досок проломилась, часть совсем пропала, на середине застряло принесенное в половодье дерево... Вобщем, реку мы перешли, но с трудом.

Мост через реку Псыш

Мост через Псыш

Продолжаем движение вниз по реке по грунтовой дороге и примерно через полчаса выходим к погранзаставе.

Проверившись по пропуску, проходим заставу и минут через 15 доходим до реки Белая. Здесь много оборудованных стояночных мест, со стационарными столами, лавками и туалетами.

Переходим по бревнам на левый берег реки Белая (бревен несколько, т.к. река в этом месте разделяется на несколько рукавов. Все бревна соединены между собой натоптанной тропинкой). Дальше тропа поднимается вдоль реки по левому орографически реки.

Переправа через реку Белую

Переправа через реку Белая

В сосняке тропа расходится, вдоль реки к Белореченскому водопаду, вправо круто вверх - в верховья реки Белая.

Отсюда до водопада метром 100, сходили посмотрели, заодно устроились прямо под ним на обед. Спускаемся обратно к тропе идём по крутому сепантину по пихтовому лесу, крутизна до 35 гр. Набираем метров 400 по высоте, здесь тропа начинает уходить влево траверсом и постепенно выполаживается. Начинают появляться кривые берёзы и буки, высокая колючая трава.

Тропа выводит на верх Белореченского каньона и попадает на большую травянистую поляну у реки, растекающейся протоками и ручьями. Здесь есть места для стоянок, и даже растут деревья, но довольно сыро. После поляны тропа идёт вправо с большим набором высоты. Лес постепенно зачанчивается, тропа забирает опять вверх и выводит на большую поляну с ручьями, здесь хорошие места для стоянок. Тут мы и останавливаемся на ночевку.

По всей поляне цветут цветы: возле самых ручьев желтые лютики пополам с сиреневыми орхидеями, на сухих местах - белые рододендроны, между ними - еще что-то... Красота и благодать, если бы не огромные полчища комаров. Мы быстро поняли смысл действующего в России закона "больше трех человек - не собираться": пока ты сидишь на холмике один, комаров вокруг почти нет. Ну, штук может 10-15. Но стоит собраться хотя бы втроем - число насекомых увеличивается в геометрической прогрессии. Причем настолько резко, что даже к котелку на раздаче ужина народ подходил строго по очереди по-одному.

Луговые цветы на Кавказе

Цветущий рододендрон на Кавказе

Собаки играют в цветах

Наташа: "…Как оказалось мост состоит из двух частей. Первая (с нашей стороны ) до середины обвисшая почти до воды, но стрёмная - это вторая.  Где больше дыр между брёвнами,  а ещё, одно бревно треснутое ( как оказалось это произошло под первым проходимцем – Сашей).  Прошли все удачно, молодцы.

Думали перед мостом оставить собак, ведь речка быстрая, мост стрёмный… Но не так все случилось, о своем решении мы даже пожалели . Собаки, Чапа и Большой, оказались  очень преданные и настойчивые. Большой первый попытался прыгнуть в воду, но передумал. А когда маленькая Чапа сорвалась с бревна в воду, у нас началась истерика.  Её несло, а мы уже жалели, что отогнали их от моста.  Правда сама Чапа поняла, что таким образом она все-таки сможет добраться до следующего берега. Прыгая в воду, река несла её до островка, потом опять и опять…Большой двигался более уверенней, но всегда наблюдал за меньшей и было видно ( серьёзно вам говорю) как он переживает за Чапу.  Вот она – дружба/любовь !  Когда они оказались на нашем берегу, мы были несказано рады. Еще много раз мы переходили реку, но только по брёвнышкам или бревнищам.

Около 12-ти часов увидели домик с пограничником. Он оказался молодым, милым симпатяшкой, проверил наши паспорта и мы продолжили свой путь. На обед остановились  в лесу, возле большого и красивейшего  водопада. Молочные реки и шоколадные  берега с орехами – это наше место для обеда.

…Вот наша группа уже разбила  лагерь, дежурные варят кушать, а все остальные отходят от сегодняшнего дня. Пунь наш сегодня был вверх.  Что уж скрывать, было тяжело… Хотя некоторые хотели ещё продолжать идти дальше к озеру, но остановились на чудесном месте. Поляна с множеством разных трав и цветов. С горы шумно спускаются две «молочные» речки, а внизу они переходят в много потоков уже с не таким быстрым течением, но с очень приятным  для наблюдения глазами. Прямо и справа видны «сыпухи».  Именно возле правой «сыпухе» проляжет завтра наш путь. А сегодня нас еще ждёт ужин. И нужно отметить, что кушать мы будем кашу «Артек». Ну уж очень она нам «понравилась», все просто в восторге от неё и каждый готов желать своему врагу, что бы тот кушал только кашу «Артек». Сегодня варим её второй раз, думаю, будем экспериментировать, может что-то и получится, напишу после…

Ну, что ж, покушали. «Артек» удался. Ее надо делать жидкую и на ужин. А вообще надо уметь ее варить да и ещё на «горелке» ( это я в свой огород). Спасибо дежурным: Вике, Люсе и Максу. Горы очень красивые. Вот так бы сидеть и смотреть, но очень много комаров, кусают. Народ спрятался от них в большую палатку и играют в карты. Пойду и я…."

Палатка на поляне в горах

6 день, 3.07.2010

Продолжаем подъем к перевалу Аюлй. Поляна наша заканчивается старой крутой мореной около 200 м высотой. Поднимаемся на нее по крутой тропе по правому стороне, наверху карман с небольшими озерцами.

Горное озеро на Кавказе

Собака пьет из озера

Проходим ещё метров 200 и открывается Белореченское озеро.

Озеро Белореченское на Кавказе

Прямо виден перевал Айюлю. Путь по морене справа от озера, затем влево по склону под снежник. Переходим снежник и выходим на перевал Айюлю сн-ос (1А, 2850м) в 12 часов.

Путь к перевалу Аю-лю

Группа туристов на перевале Айюлю

Группа туристов на перевале Айю-лю

Туристы отдыхают

Спуск вниз проходит по крупнокаменистым моренам, сначала влево к озёрам, затем вправо по моренной гряде к карману с двумя озёрами, путь помечен турами, иногда попадается тропа. Отсюда внизу видно озеро Семицветное, озеро очень красивое. К озеру спускаемся по крутому заросшему рододендронами склону.

Вид сверху на озеро Семицветное

В озере плавает несколько здоровенных льдин. Встаем на ночевку, желающиеся купаются и ныряют.

Озеро Семицветное в горах Кавказа

озеро Семицветное

Рододендрон возле озера Семицветного на Кавказе

Люся: "Вот и дошла очередь что-то написать и до меня. С самого начала хочу попросить прощения как завхоз у всех голодавших в походе, это не со зла и без злого умысла. Также каюсь, забыла горчицу, хотя в меню она была, но пока что о ней никто не вспоминал, надеюсь и не вспомнит… Отдельно для Степы: «В следующий раз обещаю включить в раскладку горох и перловку».

Ну, а теперь о походе.

Сегодня 6-й день похода, ровно середина наших странствий по кавказским горам. Я еще до сих пор не могу поверить, что это все происходит со мной наяву, что это все не сон и в какой-то момент все не исчезнет. Горы очень разные – то мягкие и пушистые, покрытые травой, лесом, манящие остаться, то суровые, скальные со снегом с обрывистыми, неприступными стенами. А мы ходим то в одни, то в другие горы, причём всё меняется очень быстро, что придаёт всему ещё большую нереальность. А какие здесь реки… Реки здесь пенящиеся, кристально чистые, которые стремительно несутся к какой-то только им известной цели. Если говорить о кавказских лесах и реках, то это сказочные, дремучие леса с молочными реками, на берегах которых можно сидеть бесконечно долго.

А какие здесь поляны с цветами, просто дух захватывает, время останавливается, когда сидишь где-нибудь в рододендроновых зарослях, смотришь и понимаешь что в горы ходить стоит, стоит «ползти» наверх, чтобы увидеть все эти красоты.

Если же  все-таки о нашем сегодняшнем дне, то проснулись мы сегодня в раю, в красивейшем месте, среди  цветущих лугов, журчащих ручьев, рододендронов, ну и конечно кругом горы – снежные, скалистые, задевающие облака. Макс уже бегал и фотографировал все кругом ( это когда я вылезла из палатки), боясь пропустить хоть один цветочек, ручеёк или даже мгновения. Люда в окружении наших (уже наших) собак шла навстречу солнцу. Не хотелось никуда уходить с этого места, хотя нас подгоняли комары, которые слетелись отовсюду на завтрак. И мы пошли дальше навстречу новым озёрам, впереди нас ждал еще один перевал. До первых луж мы добрались быстро, устроили там метания камней на дальность потом начали подниматься дальше, дошли до Белореченского озера, оно оказалось замерзшим, мы даже к нему не спускались - решили штурмовать перевал.

Поднимались по крутой живой сыпухе, один за другим не растягиваясь, как змея. На перевал выскочили быстро, можно сказать не заметили, все ожидали чего-то похожего с нашим первым перевалом, но он оказался намного легче. Собаки поднимались с нами, мы их уже не гоняли, поэтому они с радостью путались у нас под ногами. Я никак не могу понять, что этих двух собак заставляет неустанно идти за нами, по снегу, камням, переплывать реки. Мы к ним привыкли. Чапчерица спит в нашем тамбуре, ей очень приглянулся Викин рюкзак.
На перевале мы пофотографировались, написали записку, съели перевальную шоколадку и Кисточкиные вкуснейшие конфеты. На перевале была хорошая погода, но дул сильный ветер, поэтому мы проделали невыносимо долгий путь (спустились на 50 м) и спрятавшись от ветра сели обедать у безымянного озера, которое мы назвали «Рыжик». После обеда полежали – позагорали на солнышке, в следствии чего у меня и у Игоря красные носы. Идти опять же не хотелось, но сделав титанические усилия мы пошли дальше вниз к озеро «Семицветному». По дороге мы прошли ещё одно безымянное озеро, тоже красивое, и спустились по реке к нашему Семицветному озеру, где мы сейчас и стоим.

Озеро очень красивое, насыщенное синего цвета, по берегам воды какого-то бирюзового цвета. Кристально чистая вода, прозрачная, видно всё дно. Вода холоднючая.
Встали на ночёвку рано (в принципе как обычно) часов в 5-ть. Устроили наш скромный быт, наварили еды, покушали, теперь вот открывают клуб любителей семечек…"