Кавказ: Горная единичка, часть 3

7 день, 4.07.2010

Переходим на левый берег ручья, вытекающего из озера Семицветного и по тропе начинаем спуск вниз, вдоль реки Большая Дукка. Тропа совершенно очевидная, становится все толще и толще и постепенно превращается в дорогу.

В месте впадения левого притока Малая Дукка на правом берегу идет какая-то стройка,  стоят эксковаторы и трактора, все разворочено и кругом грязища. Переходим Малую Дукку вброд и продолжаем путь вниз.

Доходим до места впадения Дукки в реку Архыз, переходим последнюю по мосту и по ее левому берегу, по дороге, идем вверх по течению. Довольно скоро дорога поворачивает направо, вдоль реки Речепста, а в конце плоской долины, перед первым подъемом, раздваивается. Одна часть идет направо вверх, плавно превращаясь в скотские тропы, другае по мосту пересекает Речепсту. В конце этой долинки, на каменной отмели в начале каньона реки, мы и встали на ночевку.

Люда: "Итак сегодня 7-й ходовой день. Наступило время и мне оставить свои впечатления о прожитом дне. Сейчас 2030 ( по московскому времени). Я сижу на берегу реки Речепста, уютно расположившись на камне, на моей левой ноге лежит подремывая пес большой (наш верный ангел – хранитель). Только что Степа пробежал мимо с фотоаппаратом (это так, лирическое отступление).

В голову приходит фраза: «И поутру они проснулись… от шума дождя и раската грома». Учитывая, что в этот день у нас было дежурство по кухне (нас – это Ната, Игорь и собственно – Я) это было не самое приятное впечатление. Мы долго сидели в палатке в нерешительности идти готовить или подождать пока дождь утихнет. Но кушать то хочется ?. Наварили вермишели и спрятались в палатки. Сначала мы думали что Макс, может быть устроит полу дневку учитывая нелетную погоду, но не тут то было. Это же Макс! «Насальника сказала собираться» а мы люди «подневольные» поэтому не взирая на противно-моросящий дождь пособирали палатки, сложили рюкзаки и в путь. По долине вблизи озера Семицветное расстилался туман.

Преодолев водное препятствие, пробежавшись по кустам рододендрона и побегав по снежку ( так необычно в июле ходить по снегу ? ). Мы вышли к реке Большая Дукка. Какая красивая вода голубовато – бирюзовая, прозрачная. Вот я уже 7-й день на Кавказе, а до сих пор не вериться. Богатая растительность, чистые прозрачные реки, даже не задумываясь черпать кружкой и пить вдоволь горную ледниковую воду.

Пробежав порядка 6-ти километра мы остановились отобедать на берегу р. Дукка. Напившись какао и наевшись сухарей с паштетом и с сыром мы вновь отправились в путь. Кстати сегодня у нас самый ударный день по километражу нам предстояло пройти 17 км. Итак после обеда мы продолжили путь, преодолев стадо овец (какие они вонючие, бе!) вновь преодолев водное препятствие ( р. Малая Дукка) вброд, протопали ещё км. 3-4 до р. Архыз, перейдя на другой берег по страшному мосту в виде труб. Очередное преодоления себя. Немного отдышавшись направились в сторону р. Речепста в поисках привала на ночь. В процессе поисков на другой стороне реки увидели группу туристов которые как воробышки сидели на склоне. Ноги уже гудут, сил нести рюкзак нет, скорее бы дойти до лагеря. В этот раз опять пришлось преодолевать водные препятствие (3-е за день). Юляша малость поплескалась в водичке. Но к счастью без жертв. Наконец-то мы остановились на ночь. Расчистив место под палатки, обчистившись, помывшись. Юляша наварила вкусного туристского борщика. И вот, напившись чаю, принялись за вечернее развлечение. Сегодня играли в Крокодила. Развели пионерский костер… Кто-то играет, кто-то пошел отдыхать. Я тоже буду присоединяться к играющим. Вот так и прошел наш день, как и все предыдущие. У нас впереди преодоление самого высокого перевала 3 тыс.м. Будем готовиться. Пойду допивать чаек. "

8 день, 5.07.2010

С утра взбираемся на правый берег каньона Речепсты. От реки карабкаемся вверх по крутому, до 35 гр травянистому склону, придерживаясь скотских троп, которые в основном идут траверсом. Поднявшись метров на 250-300 над каньоном добираемся до выполаживания и по тем же скотским тропам двигаемся вверх по долине Речепсты, стараясь не менять высоту.

Заметив на противоположной стороне долины впадающий в Речепсту приток, вдоль которого нам завтра нужно будет подниматься, переходим реку и встаем на обед, плавно перерастающий в полудневку. Пытаемся найти место для ночевки. Долго пытаемся. В результате встали на поляне "Большие кизяки" - месте ночевок стада быков, благо днем быки паслись где-то на склонах. А вечером, когда они таки вернулись, наши собаки сумели отстоять территорию лагеря.

Стоянка возле реки Речепста

Степа: "Сегодня 5.07.2010г. не помню уже какой день похода! Скоро, я так понимаю вообще ничего помнить не буду…
Сегодня что-то разбудило меня очень, очень рано. Я открыл глаза посмотрел на часы, которые висели у Игорька на руке, было где-то начало десятого. Из-за огромного камня доносился легкий запах готовящейся на костре манной кашки… Почесав все места, которые чесались, а поверьте этих мест не мало после вчерашнего или позавчерашнего подъема по местным «огородам» я вылез из палатки и направился к реке … Потом я пошел к костру… Вокруг костра сидели какие-то люди и че-то болтали в котелке. Я подошел поближе и увидел это… Это был большой металлический ополовник или аполовник, который медленно-медленно покачивал идеально белую поверхность манной кашки… Я взял сгущенку и вылил в котел. Каша получилась очень вкусной.

Потом мы быстренько собрали все свои шмотки и отправились покорять перевал «Речепста», начальника так сказала, и еще сказала что будет тяжелый день…

Сначала мы шли тупо вверх. Потом траверсом обходили гору так обходили, что я было подумал пошли на второй круг… Потом мы начали идти тупо вниз… Когда дошли до речки, нет не вонючки, а к красивой речке или не очень красивой, но теплой речке мы все остановились на обэд! Обэдали мы салом с чесноком и сухарями… после такого плотного обэда начальника решила устроить пляжный день и все по его команде разделись и легли, но не просто легли, а легли под палящее кавказское солнце загорать… Загорали пять часов, пока начальника не пришел и не сказал ХВАТИТ!

Пока мы как тюлени лежали загорали и плескались в кристально-чистой и прозрачной как слеза Джигита речке «Речепста» начальника сбегал на перевал и убедившись в том в чем ему только известно нашел новое место стоянки. Это место расположено в живописнейшем районе, сверху высокие горы, снизу глубокие реки, посредине шикарная поляна засеянная лопухами, бодяками и кизяками… Правильно, вы не ошиблись, именно кизяками кавказских коров… ведь только они могут дать такие сочные, крупные и пахучие кизяки…
Но кизяк это не просто ко…шка, это источник тепла, будем на них спать, также это источник огня, будем на них Артек готовить, и просто источник воспоминаний о колхозе, селе, дерёвне и других Коровиных местах.

Ну, день подходит к концу, густой туман спускается сверху. Завтра предстоит тяжелый пунь на перевал, а там и до Хычынов не далеко…
Вот так прошел не помню какой день нашего кавказского похода…"

9 день, 6.07.2010

Начинаем подъем на перевал. Сначала вдоль ручья, потом по травянистым склонам. Выбираем наиболее пологие места, крутизна постепенно увеличивается до 35 гр.

Подъем на перевал Речепста

Путь на перевал Речепста

На перевал Речепста сн-ос (1А, 3000м) выходим в 10:30 часов.

Группа туристов на перевале Речепста

Группа на перевале Речепста

Дует конкретный ветер, поэтому быстро сбегаем чуть ниже, к очень красивому озеру, находящемуся чуть правее.

Сначала решили посидеть пол-часика, полюбоваться красотами.

Туристка с собакой в горах

Потом подумали, что раз уж все равно сидим - так заодно и пообедаем. И пообедали.

Озеро в горах

Туристы в горах

Потом поспали после обеда. И еще повтыкали на озеро. И пошли ставить палатки.

Собака в горах

Озеро на Кавказе

Ночь на Кавказе

Палатка в горах и звезды

10 день, 7.07.2010

Вдоль ручья спускаемся ко второму озеру. Оно оказалось еще больше и красивее нашего, но вчера было полностью закрыто туманом. От него идем дальше вниз по тропе вдоль того же ручья. Несколько раз переходим с берега на берег, но потом путь пролегает по правому берегу.

Горный пейзаж Западного Кавказа

Наш путь - вниз по долине. Вдали виднеется озеро Рыбное

Доходим до слияния истоков реки Кяфар из под перевала Речепста и из озера Кяфар. Отсюда хорошо видно озеро Рыбное внизу. Траверсом вправо по тропе переходим в долину реки, вытекающей из озера Кяфар и поднимаемся вдоль её левого берега. Перед мореной, подпирающей озеро, переходим реку на правый берег вброд и по камням, здесь река широкая, но мелкая, ниже колена. Основная тропа уходит вверх на перевал Кяфар, а мы идём направо к озеру.

Путь вдоль озера Кяфар

Вылазим на морену и открывается панорама озера Кяфар, оно очень красиво, это самое большое озеро в районе Архыза.

Обходим озеро по тропе слева, поднимаемся на морену и останавливаемся на замечательной полянке над озером Кяфар.

Возле озера Кяфар

Девушка в шляпе возле горного озера

Люся: "Вот сегодня уже закончился десятый день нашего похода. Сегодня была купальская ночь, правда никто через костёр не прыгал, из-за отсутствия последнего, но на небо смотрели все, на фантастическое звездное небо с млечным путём, огромными и маленькими звёздами, летающими спутниками, одним словом такое небо можно увидеть только в горах. Ещё ночью мы писали слова фонариками, а Макс фотографировал, получались интересные, дурацкие фотки. Стёпа нарисовал классное солнышко на фоне гор.

Утром проснулись не очень рано, погода была пасмурная, моросил небольшой дождик. Мимо нашей стоянки прошла группа туристов, непонятно откуда, они шли в сторону нашего вчерашнего перевала.

Собрались мы довольно оперативно и без особых происшествий, погода постепенно наладилась. Попрощавшись с нашим красивым местом и «колокольчиковым» озёром мы отправились дальше к озеру «Кяфар». Шли мы вниз до озера «Рыбное». Горы в этой части зеленые, мягкие, почти без снега и так бы мы спокойно дошли до нашего озера, если бы на дороге не встретили чудного маленького бычка, одинокого, бродившего в кустах. И тут началось. Чапчерица возьми да и гавкни на бычка, а Большой воспринял это как сигнал к действию и набросился на бедное животное, началась погоня. Бычок бежит и брыкается ногами, за ним Большой, кусающий бычка за бока, за Большим бежит Макс, за Максом я с рюкзаком и палкой. В общем бегали мы так по склону, глупый бычок с криком спрыгивал с обрыва, в конечном итоге битва окончилась Happy endом для бычка. Он все-таки сбежал в стадо (правда не известно в своё ли). Мы с нашим горе охотником вернулись к группе.

После этого происшествия мы плавно пошли вверх к озеру. На озере пообедали, после обеда загорали (тюленили). Озеро Кяфар самое большое в этом районе и очень красивое, на нём нет снега, окружено оно  мягкими зелёными горами, на заднем фоне видны снежные вершины скалистых гор. На берегу устроили сжигание мусора на кизяках. Сжигания сопровождалось комментариями по поводу важности кизяков. В конечном итоге пришли к выводу, что надо насушить побольше кизяков и привезти киевским буддистам.

Покушав и поотдыхав, мы решили подняться немного выше. Чтобы подойти ближе к нашему перевалу. Наверху нашли красивую ровную поляну с видом на озеро (если забраться на пупырь или подойти к краю). Вначале мы поставили лагерь и все разбрелись кто куда, потом покушали. Сегодня сидели над обрывом разговаривали. Вокруг туман. Игорь и Стёпа пошли на соседнюю вершину в тапочках посмотреть свысока на туман."